Русский балет — MyLifeDance
Мои предпочтения
Город:
Стиль танца:
← вернуться ко всем статьям

Русский балет

09.12.2015 Вдохновение

g9DNvQspkx.jpg

        Балет - один из самых сложных, но в то же время прекрасных и удивительных видов танцевального искусства. Балет восхищает, поражает и навсегда влюбляет в себя зрителя. Именно русский балет признан лучшим на нашей планете. Танцоры балета, театральные постановки, волшебная музыка – никого не оставляют равнодушными! Имена русских балетмейстеров, балерин и руководителей-постановщиков имели невероятный успех во всём мире. Русские балетные спектакли основаны не только на безупречном совершенстве танца, но и пропитаны особым духом, который пронизывает сердце каждого зрителя без исключения! Необычайная красота, самобытность, искренность и уникальное мастерство, ставит русский балет на пьедестал почёта и восхищения этим потрясающим искусством.

Первым балетным спектаклем в России стал «Балет об Орфее», который был показан в вотчине царя Алексея Михайловича Романова в селе Преображенском 13 февраля 1672 года. Позже, во времена правления Петра 1, был введён указ, в котором говорилось о том, что танцы станут частью придворного этикета, а дворянство должно обучаться танцевальному искусству в обязательном порядке. В 1731 году в городе Петербурге открылся «Сухопутный шляхетный корпус», где особое внимание уделялась изучению бального танца. Учителем танцев в корпусе был Жан Батист Ланде, который считается основоположником балета в России. Жан Батист Ланде в 1738 году открыл первую в России школу балетного искусства «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу». Сегодня эта школа называется «Академия русского балета имени А.Я. Вагановой». Далее во времена правления Елизаветы Петровны, в 1742 году была создана первая балетная труппа, которая состояла из учеников Жана Батиста Ланде. Поговаривали, что среди танцоров этой труппы, у Елизаветы был фаворит, поэтому она не жалела средств на её содержание.

0a116cdae49491e4b822700250774359.jpgЕщё большей популярности балет достиг во время царствования Екатерины II. В балетных постановках придворного театра танцевал даже наследник престола Павел Петрович. Именно в эту эпоху среди помещиков стало «модно» создавать у себя крепостные балетные труппы. Дворяне любили ходить друг к другу на спектакли, им нравилось смотреть, кто кого переплюнет, у кого балет интереснее и красивее. К концу 18 века балет стали показывать в опере, правда, пока только в антрактах. В 1766 году для занятий с придворной балетной труппой приглашают балетмейстера из Вены Гаспаро Анджолини, который привносит в балет русский колорит и русскую музыку. Самыми известными артистами того времени были Василий Балашов, Иван Вальберх и Софья Вальбрехова. Позже, при Павле I, Иван Вальберх станет первым в истории русским (по национальности) балетмейстером – постановщиком.

Так в 18 веке началась эпоха русского балета! Не смотря на то, что балет изначально был завезён в Россию французскими и итальянскими преподавателями, он прекрасно прижился в нашей стране и начал стремительно развиваться. Богатая, колоритная «русская почва» оказалась очень благоприятной для формирования балета, как самостоятельного вида танцевального искусства. Русские танцоры хорошо впитывали, всё, чему их учили иностранные учителя, наполняя при этом балет новыми, совершенно прекрасными образами, чувственностью и невероятной красотой танца.

ToU9Fmql4S-651x924.jpg

И в 19 веке, в царствование Александра I, балет набирал всё новые и новые высоты! Здесь нужно отдать должное французскому преподавателю Карлу Дидло, благодаря которому, страна знает таких известных танцоров балета, как Евдокия Истомина, Мария Данилова, Екатерина Телешова, Вера Зубова, Николай Гольц и Пётр Дидье. Александр Пушкин, Гавриил Державин, Александр Грибоедов и другие русские писатели были в восторге от балетных постановок Дидло и воспевали балерин в своих произведениях. Особой популярностью среди балерин того времени пользовались Данилова и Телешова. Во время правления Николая I балет занимал главенствующую позицию среди других видов искусства. Говорят, что сам император не пропускал ни одного балетного представления. После того, как Дидло оставил балетный театр, в Россию начали приезжать иностранные танцовщицы, которые поражали зрителей своей необычайной грациозностью и лёгкостью. Петербург посещали такие звёздные танцовщицы, как Мария Тальони с балетом «Сильфида», Карлотта Гризи, дебютировавшая в спектакле «Жизель». Среди известных русских танцовщиц того времени можно отметить Анну Прихунову, Любовь Радину, Екатерину Санковскую и других. А среди танцовщиков были популярны Николай Гольц, Христиан Иогансон, Тимофей Стуколкин, Феликс Кшесинский.

Русский балет всегда был насыщен как русскими исполнителями, так и иностранными. Но в царствование Александра II начинается выдвижение русских талантливых танцовщиков. В это время работали балетмейстеры, создавшие неповторимые, известные балетные шедевры, такие как: «Конёк-Горбунок» и «Золотая рыбка», поставленные Артуром Сен-Леоном в 1864 году, балет «Роксана», созданный Мариусом Петипой. Когда на престол ступил Александр III, балетные представления проводились два раза в неделю в Мариинском театре. Прима-балеринами в Петербурге были: Евгения Соколова, Мария Горшенкова, Екатерина Вазем, Мария Андерсон и другие. В Москве же блистали Лидия Гейтен, Елена Бармина, Евлокия Калмыкова.

OHSyuA9WjV.jpg

С 1907 года, Сергей Павлович Дягилев организует «русские сезоны за границей». В результате этого многие артисты и вовсе иммигрировали в Европу, где продолжали развивать русский балет. Русские балетмейстеры создавали балетные школы и новые труппы в Европе и Америке, тем самым оказали огромное влияние на мировую балетную историю. К середине 20 века балетные спектакли немного изменились. В балете стала преобладать максимальная реалистичность, что привело к преобладанию хореодрамы (балет, в центре которого лежит драматический сюжет, а не сам танец). Новшество жанра хорошо демонстрировалось в балете «Кавказский пленник» 1938г., «Ромео и Джульетта» 1940г. Сформировалась определённая школа исполнения балетного танца: лиричная, драматичная и экспрессивная стороны присутствовали одновременно. 20 век подарил миру таких известных русских балерин как Галина Уланова, Марина Семёнова, Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Григорий Алексидзе, Николай Боярчиков, Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Анастасия Волочкова и многих других талантливых мастеров своего дела. Эти люди жили и живут балетом, они создавали и создают удивительные постановки, которые глубоко трогали и впечатляли зрителей.

Балет по-прежнему остаётся одним из самых востребованных из видов сценического искусства. Балетные спектакли собирают полные залы, билеты на русский балет раскупают за несколько месяцев вперёд до начала представления. Балет – неотъемлемая часть нашей богатой истории. Бесконечный талант русских танцовщиков и балетмейстеров с каждым годом привносит в балет новые постановки, новые традиции, новые техники исполнения. Русский балет пустил свои корни в мировой фундамент танцевального искусства, он поражает, потрясает и равных ему просто нет!

Автор текста: Екатерина Солдатова


comments powered by HyperComments